Вступление
На сегодняшний день RPG — один из самых актуальных жанров компьютерных игр. Несмотря на то, что за более чем сорокалетнюю историю жанра многое в нём поменялось, основы всегда оставались непоколебимыми: игрок развивал своего персонажа, добывал наилучшее снаряжение и вымещал свою мощь на всё более и более опасных врагов. Хорошо проработанная RPG всегда требовала от игрока наличия целого вороха различных навыков — тактической сноровки, умения планировать, принимать решения, распределять ресурсы, работать в команде. И, конечно, компьютерная RPG, как и любая ролевая игра, всегда подразумевала наличие приключения. «Берегись, глупый смертный, ведь ты вторгаешься в Акалабет, царство погибели», — гласит надпись на заставке игры Akalabeth: World of Doom, одной из самых ранних RPG. И этим всё сказано.
Наибольшее влияние на появление жанра компьютерных RPG оказали настольные ролевые игры. Выпустив в 1974 году знаменитую фэнтезийную настольную игру Dungeons & Dragons (или D&D), Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон запустили популярнейшее по всему миру движение, быстро освоившее и персональные компьютеры. Внесли свою лепту в становление жанра настольные спортивные симуляторы вроде Strat-O-Matic, настольные варгеймы наподобие Chainmail, а также работы Дж. Р. Р. Толкина и ролевые отыгрыши по созданной им вселенной.
С появлением настольных ролевых игр появилась такая важная вещь, как ролевая система — набор правил, по которым функционирует игра. Dungeons & Dragons заложил базовую ролевую систему, общие идеи которой живы по сей день: игрок создаёт персонажа с неким набором характеристик и путешествует по миру, получая опыт и деньги за выполнение заданий и убийство монстров. Наличие опыта позволяет персонажу развиваться и становиться сильнее, а наличие денег даёт возможность покупать улучшенную экипировку.
Вдохновившись Dungeons & Dragons, студенты из крупных институтов, имевшие доступ к мощным мэйнфреймовым системам вроде PLATO, начали писать программки, впоследствии ставшие известными, как первые компьютерные RPG. Установить, кто именно из них стал первооткрывателем, сегодня довольно сложно; приблизительно в одно время в 1975 году появились pedit5 и dnd. Отсюда берёт свой отсчёт история жанра компьютерных ролевых игр, экскурс к истокам которого я и предлагаю вам совершить.
pedit5 (1975)
Разработчик: Расти Рузерфорд (Rusty Rutherford)
Издатель: игра не издавалась
Платформа: PLATO
Поиграв с друзьями в Dungeons & Dragons, Расти Рузерфорд, работавший в 1975 году программистом системы PLATO в Population and Energy Group, решил воспользоваться своим служебным положением и написать программное воплощение D&D. Система PLATO имела ограниченное хранилище, и в расположении Рузерфорда находились лишь пять файлов — от pedit1 до pedit5. Первые три файла были уже заняты, поэтому Расти, недолго думая, записал в pedit4 руководство, а в pedit5 — саму игру.
Рузерфорд постарался привнести в игру столько базовых элементов D&D, сколько оказалось возможным: хит-поинты, уровни монстров, опыт, сокровища и тому подобное. Персонаж был одновременно и бойцом, и магом. Сталкиваясь с монстром, персонаж получал возможность выбрать одно из трёх действий — вступить в бой, скастовать заклинание или сбежать. Затем бой обрабатывался компьютером. Ограничение размера хранилища позволило реализовать в игре лишь одноуровневое подземелье с 40-50 комнатами, причём его структура была неизменной, и с каждой новой игрой менялось лишь расположение монстров. Не стоит забывать, что система PLATO была сетевой структурой, и доступ к pedit5 могли одновременно получить до 20 игроков (цифра для тех времён достаточно низкая — опять-таки, из-за ограничений размера памяти).
Визуально pedit5 была проста до безобразия: фигурка персонажа двигалась по обозначенным векторными линиями коридорам. Естественно, ни о каком 3D не было и речи: в распоряжении игрока было плоское подземелье с видом сверху. Ввод команд осуществлялся с клавиатуры терминала.
К сожалению, исходная версия pedit5 до сегодняшних дней не сохранилась. Игру неоднократно удаляли с сервера, и, покинув P&E Group, Рузерфорд больше не имел возможности её восстанавливать. К слову, это быстро научило ранних разработчиков игр сохранять твёрдые копии своих творений. В 1978 году на основе кода pedit5 энтузиасты выпустили игру Orthanc, название которой отсылает к знаменитой башне Ортханк из Средиземья Толкина. Сама pedit5 была позже возрождена в близкой к оригиналу форме.
Это интересно: Тяжело определить, какая из игр появилась первой — pedit5 или dnd, но Расти Рузерфорд в своей переписке с Мэттом Бартоном, автором единственной полномасштабной книги по истории компьютерных RPG, указал, что во время его работы над pedit5 dnd всё ещё находилась в разработке. Создатели dnd Гэри Вайзенхант и Рэй Вуд в своём интервью для The RPG Fanatic рассказали, что написали черновую версию игры приблизительно в конце 1974 — начале 1975 года, а затем в течение года вносили неоднократные правки, датируя основную версию 1976-ым годом.
dnd (1975/1976)
Разработчики: Гэри Вайзенхант (Gary Whisenhunt), Рэй Вуд (Ray Wood)
Издатель: игра не издавалась
Платформа: PLATO
Система PLATO являлась обучающей системой, поэтому неудивительно, что первые RPG на PLATO вроде pedit5 постоянно подвергались удалениям. Игры dnd такая судьба не коснулась, поскольку её создатели — Гэри Вайзенхант и Рэй Вуд — работали в Southern Illinois University и являлись администраторами системы PLATO. dnd была написана на языке программирования TUTOR и неоднократно дорабатывалась в течение последующих лет как создателями, так и другими программистами — Дирком Пеллетом и Флинтом Пеллетом.
В отличие от pedit5, где был всего лишь один уровень подземелья, в dnd было представлено несколько уровней, причём на каждом следующем уровне монстры становились всё мощнее и мощнее. Чтобы заинтересовать игрока пройти игру до конца, разработчики добавили в dnd зачатки сюжета: на последнем уровне подземелья игроков ждал Золотой Дракон, с тела которого нужно было поднять волшебную Сферу. Ещё одним важным нововведением стал магазин, в котором игроки могли покупать обмундирование и зелья. В любой момент игрок мог выйти из подземелья, чтобы сохранить игру и закупиться.
Стоит также отметить, что в игре впервые присутствовали боссы и мини-боссы — более сильные монстры, охраняющие важные сокровища и переходы на другие уровни. Переход на уровни, к слову, осуществлялся посредством телепортов. В игре также была представлена концепция «фактора атаки», позже взятая на вооружение многими RPG: разные типы монстров были уязвимы к разным типам атак. Кстати, подземелье в dnd носит название Вайзенвуд. Нетрудно догадаться, что это анаграмма из фамилий разработчиков игры.
Создатели dnd заложили многие основы жанра RPG, которые впоследствии неоднократно копировались и развивались другими разработчиками. В наши дни игра представляет разве что историческую ценность и вряд ли принесёт кому-то удовольствие в плане геймплея, но вклад dnd в развитие жанра неоценим.
Прочие игры 1975-1976 годов
Dungeon (1975/1976). Dungeon была написана в промежутке между 1975 и 1976 годами студентом Claremont University Center Доном Даглоу для мэйнфрейма PDP-10. Игра привнесла в жанр несколько интересных инноваций и улучшений. Будучи номинально текстовой игрой, Dungeon предлагала также визуальную карту с видом сверху, которая впервые использовала такие понятия, как линия обзора, туман войны и источники освещения, что позволило реализовать в игре способности инфравидения. Ещё одним значительным нововведением стала возможность объединяться с несколькими игроками по сети и путешествовать по подземелью группой. Игра не получила особого распространения из-за своего большого по тогдашним меркам размера в 36 килобайт, а также из-за высокой неторопливости геймплея.
DND (1976). Ещё одна ранняя RPG для мэйнфрейма PDP-10, написанная Дэниелом Лоуренсом. DND стала настоящим хитом в университете Пердью, где Лоуренс был студентом. Впоследствии Лоуренс использовал код и идеи DND при создании игры Telengard. В 1984 году компания R.O. Software выпустила коммерческую версию DND для DOS без согласия Лоуренса, что привело к разбирательствам. В конечном итоге в 1988 году появилась обновлённая версия DND от R.O. Software под названием Dungeons of the Necromancer's Domain.
Автор: Gellard (Сорвиборода) Источники: книга Dungеons and Desktops: The History of Computer Role-Playing Games Мэтта Бартона, сайты Wikipedia и Universal Videogames List, блог The CRPG Addict, интервью с Расти Рузерфордом для блога Мэтта Бартона, интервью с Гэри Вайзенхантом и Рэем Вудом для The RPG Fanatic. 1975-1976 → 1977-1978 |